Воскресенье, 28.04.2024, 01:17
Приветствую Вас Гость | RSS





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
"Варгатёрская основная общеобразовательная школа"

Новости
Электронный журнал
ОГЭ
Профориентация
Оздоровительный лагерь
Ученикам
Учителям
Родителям
Школьная газета
Безопасность дорожного движения
ВСОШ
Мониторинг ВПР
Информационная безопасность
Противодействие Коррупции>
Горячее питаниеШкольный спортивный клуб
НОКОРазговоры о важном
Мы рады приветствовать Вас на сайте нашей школы!
Сведения об образовательной организации
Безопасность
ГРИПП
Госуслуги
НОКО
Игры
ГТО
Автостарт
ПФР
Медицина
РОСКОМНАДЗОР

Функциональная грамотность

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,

вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы– качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ

в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном

исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением

позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский

и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать

приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного

сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности

15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся

15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного

функционирования в обществе?».

Нормативные документы

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

Распоряжения Департамента общего образования Томской области от 17.09.2021 №1521-р, от 22.12.2021 №1999-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Томской области на 2021-2022 учебный год»

Приказ Управления образования Администрации Чаинского района от 24.01.2022 №14-П "Об организации работы по использованию банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся"   

 

Составляющие функциональной грамотности

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

​​1. Читательская грамотность.  Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественно-научная грамотность. ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​. ​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​. ​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление. ​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции. ​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

 

Документы и материалы школы по формированию функциональной грамотности

"План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности в МБОУ "Варгатёрская ООШ" на 2022-2023 учебный год"

Рабочая программа по курсу "Функциональная грамотность"

Банки заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

Открытые задания PISA

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

Примеры тестовых заданий международного исследования PISA 

Информация 

На протяжении 3 четверти, обучающиеся нашей школы под руководством педагогов работали с электронным банком заданий банком заданий fg.resh.edu.ru.  Педагогами школы было создано 3 работы, в которых приняло участие 14 (21 %) обучающихся школы. Работа в данном направлении продолжается.

В апреле педагогами школы были  созданы три работы, в которых приняли участие 19 (29 %) обучающихся школы.

 

 

Методические рекомендаций по формированию, развитию в 2022-2023 учебном году функциональной грамотности по учебным предметам

В современных условиях качество образовательных результатов школьника оценивается через его функциональную грамотность. Следовательно, основными задачами учителей являются обеспечение возможности (п.35.2 ФГОС ООО 2021) формирования у обучающихся:

  • функциональной грамотности (способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий),
  • опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности,
  • экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.

Для учителей физики, информатики и обществознания на 2022-2023 учебный год опубликованы методические рекомендации «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО (по предметам)», которые разработаны сотрудниками кафедры развития педагогического мастерства и центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО).

Нижеследующие методические рекомендации по формированию функциональной грамотности по учебным предметам «физика», «информатика» и «обществознание» составлены с целью оказания методической помощи учителям общеобразовательных организаций Томской области в планировании и осуществлении профессиональной деятельности:

Физика        Информатика            Обществознание

Дополнительная информация:

  • Кучина Тамара Николаевна, старший преподаватель КРПМ ТОИПКРО, координатор учебно-предметных направлений «Физика», «Астрономия», +7 (3822) 90-20-53, tn@yandex.ru
  • Вербицкая Ольга Владимировна, старший преподаватель отдела развития дистанционного образования ТОИПКРО, 7 (3822) 90-20-63, veol20@gmail.com
  • Никитина Ольга Сергеевна, доцент ЦНППМ ТОИПКРО, к.фил.н., координатор учебно-предметных направлений «История», «Обществознание», +7 (3822) 90-20-65, osn@toipkro.ru
Вход на сайт
Поиск
Знание.ТВ
Мы в VK
Движение первых
Block title
Block content
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Памятные даты
ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ
Архив записей
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content

МБОУ "Варгатёрская ООШ" © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz