Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). |
Что такое «функциональная грамотность» Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». |
Нормативные документы
|
Составляющие функциональной грамотностиВ качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи. 1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни 2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями 3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты 4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. 5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. 6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Документы и материалы школы по формированию функциональной грамотности Рабочая программа по курсу "Функциональная грамотность" |
Банки заданий по функциональной грамотности Банк заданий по функциональной грамотности Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы Электронный банк заданий по финансовой грамотности Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания Банк заданий по функциональной грамотности Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ |
Информация На протяжении 3 четверти, обучающиеся нашей школы под руководством педагогов работали с электронным банком заданий банком заданий fg.resh.edu.ru. Педагогами школы было создано 3 работы, в которых приняло участие 14 (21 %) обучающихся школы. Работа в данном направлении продолжается. В апреле педагогами школы были созданы три работы, в которых приняли участие 19 (29 %) обучающихся школы. |
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотностиЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности |
Методические рекомендаций по формированию, развитию в 2022-2023 учебном году функциональной грамотности по учебным предметам
В современных условиях качество образовательных результатов школьника оценивается через его функциональную грамотность. Следовательно, основными задачами учителей являются обеспечение возможности (п.35.2 ФГОС ООО 2021) формирования у обучающихся:
- функциональной грамотности (способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий),
- опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности,
- экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.
Для учителей физики, информатики и обществознания на 2022-2023 учебный год опубликованы методические рекомендации «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО (по предметам)», которые разработаны сотрудниками кафедры развития педагогического мастерства и центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО).
Нижеследующие методические рекомендации по формированию функциональной грамотности по учебным предметам «физика», «информатика» и «обществознание» составлены с целью оказания методической помощи учителям общеобразовательных организаций Томской области в планировании и осуществлении профессиональной деятельности:
Физика Информатика Обществознание
Дополнительная информация:
- Кучина Тамара Николаевна, старший преподаватель КРПМ ТОИПКРО, координатор учебно-предметных направлений «Физика», «Астрономия», +7 (3822) 90-20-53, tn@yandex.ru
- Вербицкая Ольга Владимировна, старший преподаватель отдела развития дистанционного образования ТОИПКРО, 7 (3822) 90-20-63, veol20@gmail.com
- Никитина Ольга Сергеевна, доцент ЦНППМ ТОИПКРО, к.фил.н., координатор учебно-предметных направлений «История», «Обществознание», +7 (3822) 90-20-65, osn@toipkro.ru